aif.ru counter
Алёна Гаврилова 0 193

«Море нас кормит!» Какое будущее ждёт отечественное кораблестроение?

Статья из газеты: АиФ на Мурмане №27 04/07/2018

29 июня День кораблестроителя отмечался лишь второй раз

Александра Михова / АиФ на Мурмане

«Раньше выпуски морских кадров были огромные - по 100-120 человек, а сейчас наши ребята - штучный товар!» - считает профессор, заведующая кафедрой технологии металлов и судоремонта Мурманского государственного технического университета Людмила Баева.

Кадровая катастрофа

Алёна Гаврилова, «АиФ на Мурмане» - Старожилы с сожалением отмечают: пик рыбацкой славы Мурмана остался в прошлом, морское дело потеряло прежний престиж. Людмила Сандуовна, вы с этим согласны?

Людмила Баева
Людмила Баева Фото: Из личного архива

Людмила Баева: - К сожалению, Мурманск уже давно потерял былую славу города рыбаков. Чистая правда, но, даже несмотря на это, мы должны, как и прежде, делать всё, чтобы повысить статус работников моря и, что немаловажно, сохранить «плацдарм» подготовки морских специалистов для нашего региона. Море нас кормит, оно даёт работу не только рыбакам, но и тем, кто задействован в обеспечении их труда.

Не секрет, что на Север в советское время ехали за большими деньгами. В наши дни такого наплыва людей в Заполярье не предвидится, какие бы меры ни предпринимали на высшем уровне. Почему? Всё очень просто. Жить на Крайнем Севере могут только те, кто здесь родился: они на физическом уровне адаптированы к суровым условиям. Но даже те, кто способен выдержать все тяготы полярной ночи и долгой зимы, зачастую не видят в такой судьбе особых перспектив, тем более если разница с зарплатами в средней полосе России у нас не такая уж существенная. Вместе с тем возможность уехать из Мурманска и учиться в столицах есть далеко не у всех, поэтому в регионе обязательно нужно создавать все условия, чтобы наши выпускники школ могли продолжить образование на малой родине.

- Кадровый голод в сфере кораблестроения сегодня сильно ощущается?

- Судоремонтные предприятия, представленные в Мурманской области (я говорю о СРЗ «Нерпа», судоремонтных заводах №35 и №10, а также о тех компаниях, которые отделились от мурманской судоверфи), нуждаются в квалифицированных специалистах. В Мурманске и Снежногорске (где существует реальное производство) сегодня требуется более 360 сотрудников, способных работать на инженерных должностях. Это настоящая катастрофа! За перестроечные годы многие представители отрасли успели уехать из области, и этот отток продолжается. Возвращаются сюда единицы, а чем возможно привлечь людей? Заработной платой, северными надбавками? Средняя зарплата московского клерка - 120-150 тыс. рублей, но такой человек имеет совершенно другой уровень жизни, нежели у нас. А теперь возьмём среднестатистического северянина… Разница очевидна.

Досье:
Людмила Баева. Родилась в 1947 году в деревне Верхние Осельки Ленинградской области. В 1978 году окончила Мурманское высшее инженерное морское училище по специальности «судовые силовые установки». В 1983 году окончила аспирантуру по специальности «металловедение и термическая обработка металлов». Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук в Московском государственном индустриальном университете в 1997 году.

Я убеждена, целевую подготовку кадров необходимо возвращать в массы! Эта мера многие проблемы способна решить. Благодаря сотрудничеству с судовладельцами уже после третьего-четвёртого курсов можно рассчитывать, что наши выпускники будут трудоустроены. Предприятия заинтересованы в том, чтобы к ним на работу пришёл грамотный сотрудник. К тому же кадровое обеспечение надо планировать уже сегодня. Руководство должно чётко представлять себе перспективы и видеть, кто придёт на предприятие через 5, 10, 15 лет.

Гуманный подход к обучению

- А как изменилось положение будущих корабелов за последние 15-20 лет?

- Если раньше выпуски морских кадров были огромные - по 100-120 человек, то сейчас наши ребята - штучный товар! Сегодня мы практически перешли на индивидуальную подготовку кадров. Но, к сожалению, не все абитуриенты готовы к таким нагрузкам. Смотрите, первый набор у нас был 15 человек, выпустили 6: учиться сложно, но оно того стоит!

Вы сами прекрасно знаете, что современная школа ориентирована не на обучение - по сути это банальное натаскивание на сдачу ЕГЭ. Когда молодой человек попадает в наши стены, он сталкивается с требованиями реальных знаний основ математики, русского языка, физики, информатики. Государственный образовательный стандарт сам по себе ориентирован на то, что школа уже дала человеку начальную подготовку. И высшие учебные заведения априори не могут опускаться до такого уровня. К сожалению, не все ребята способны освоить программу высшей школы. Система образования изменилась под существующие условия. Это так называемый гуманный подход к обучению: если человек не успевает, он может, например, уйти в академический отпуск, потом продолжить образование спустя какое-то время, и учебный процесс может растянуться на многие годы. За границей, кстати, так и делают: чередуют периоды обучения и работы.

Надо понимать, что морские специалисты сильно отличаются от береговых, в первую очередь - с точки зрения требований безопасности. К этому мы готовим наших ребят с первых дней обучения. Мы ограничены множеством документов, регламентирующих эту область. Они распространяются на всех, кто занимается подготовкой кадров, работодателей и самих работников. И все должны досконально знать положения правил безопасности российских и международных кодексов. Морской специалист должен быть готов брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях, неважно, где он трудится - на буровой платформе, на буксире, на пассажирском судне, рыболовецком траулере или на военном корабле. Каждое правило безопасности написано кровью, за ним стоят жизни многих человек. К этому нельзя относиться легкомысленно!

Программа будущего

- С высоких трибун звучат жизнеутверждающие прогнозы: в стране строятся новые суда, не за горами введение в эксплуатацию Мурманского транспортного узла, а также создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Это значит, и рабочие места будут, и приток налоговых поступлений в казну обеспечен. Вы разделяете такой оптимизм?

- Понимаете, если рыбаки сегодня не будут заказывать новые суда, то флот придёт в упадок. Что сегодня он собой представляет? Это приватизированные советские корабли, зачастую самые «свежие» из них - 1992 года постройки. Жизненный цикл одного судна составляет 24-25 лет, а дальше его продляют. Кстати, за рубежом этот показатель - 15 лет. Затем их продают другим странам. У нас тоже должна быть организована своевременная замена судов. Сегодня флот очень старый не только у рыбаков. Строительство нового судна стоит очень дорого, и без инвестиций в этот процесс одному судовладельцу сложно его потянуть. Чтобы нести финансовое бремя, должна быть сознана кооперация, открыты целевые программы.

Вместе с тем у отечественных судоверфей сегодня действительно появились новые перспективы. Другие страны тоже предпочитают строить корабли у нас: не потому что выгоднее - качество у нас высокое, а наша металлургия известна на весь мир! Технологии, которые используют в России, уникальны. Многие военные суда сегодня модернизируют, и это очень хорошо. В то же время не стоит забывать и о флоте гражданском. В Мурманской области не так много внутренних водоёмов, а вот в других регионах это направление весьма востребовано. Морские перевозки ведь в сравнении с автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом самые дешёвые.

Проект развития Мурманского транспортного узла - достаточно серьёзная программа. Если она воплотится в жизнь, это намного упростит весь процесс перевозки грузов. Транспортировки по Северному морскому пути дают огромную экономию средств, что, несомненно, большой плюс для всего Заполярья. А это тянет за собой и новую потребность в судостроении, ведь для подобных целей потребуются суда принципиально нового класса - по корпусу, конструкции и так далее.

- Получается, у вашего дела действительно большое будущее в нашем регионе?

- Да, работа идёт! На объектах в Белокаменке будут требоваться 5,5 тысячи человек, регион ждут новые рабочие места. Наши кадры сегодня востребованы, и мы надеемся, эта тенденция продолжится! Кораблестроитель - универсальная профессия, которая базируется на хороших знаниях точных наук - математики, физики, химии. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и уверены: такие люди нигде не пропадут!

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему на улице Полухина нет аптеки и банкомата?
  2. Что делать, если мастера при ремонте нарушили межквартирные перекрытия?
  3. Правда, что Мурманская область стала самым дорогим регионом Северо-Запада?
  4. Кто из звёзд эстрады выступит на Дне города Мурманска?
  5. Сколько северян сделали прививки от гриппа?
  6. Кто ответит за фонарь, снятый с подъезда?
  7. Неужели в Мурманской области отменили денежные выплаты почётным донорам?
  8. Зачем убрали остановку на улице Баумана со стороны ТЦ «Гермес»?
  9. Когда отремонтируют дом, пострадавший после взрыва газа в Мурманске?

Самое интересное в регионах