aif.ru counter
0 37

Школа в жизни. Чему учили в послевоенные годы?

Статья из газеты: АиФ на Мурмане №40 03/10/2018

Записи школьника 1943-1953 годов.

Из личного архива

Накануне Дня учителя Максим Катрашов поделился с «АиФ на Мурмане» записями своего деда Владимира Леонидовича З­агладюка.

Последний мужской выпуск

С годами приходит понимание важности учительского труда, возложенное в нашем обществе в основном на хрупкие женские плечи, труда, не имеющего, к сожалению, оценки, соответствующей вложенным в него усилиям и важности его результата.

Мои школьные годы пришлись на трудное время - 1943-1953 годы. В первый класс я пошёл в селе Большие Уни Удмуртской АССР, куда нас с мамой и сестрёнкой эвакуировали из Ленинграда в августе 1941 года. Учительница вела уроки на двух языках - русском и удмуртском, я до сих пор считаю на удмуртском и помню, что хлеб будет «нянь», отсюда «нянька» - кормилица.

Осенью 1943 года отца вызвали, и мы переехали в Белокаменку. В школе нас учила женщина, запомнившаяся тихим благородством классной дамы и большой добротой.

Через год мы с семьёй переехали в Мурманск. Второй класс я окончил в мужской средней школе №1, которая и сейчас стоит на горке в конце улицы Воровского. С этой горки мы с восторгом наблюдали за праздничным салютом 9 мая 1945-го. В третий и четвёртый классы я пошёл в базовой школе при Мурманском педучилище. А в пятый-седьмой - в школе-семилетке №10 при педучилище. Перед её фасадом стоял бетонный пионер с горном. И, наконец, с восьмого по десятый класс я снова оказался в мужской средней школе №1, которую окончил в 1953 году. Наш выпуск был последним мужским, затем страна перешла на совместное обучение мальчиков и девочек.

Завуч Нина Александровна Самохина преподавала нам русский язык и литературу. Она убедила педсовет не оставлять меня на второй год. Я дал ей слово исправиться и не смог обмануть красивую женщину. А учитель физкультуры Адась Николаевич Целобёнок заставил меня побороть природную робость и выйти на беговую дорожку стадиона.

Немецкому языку нас учила Агнесса Самуиловна Коган. В обстановке всеобщей ненависти ко всему немецкому она убеждала в необходимости знать язык вчерашнего врага. И через много лет эти знания помогли мне сносно общаться с немцами. Физик Константин Николаевич Петров доказал, что отрицательный результат - тоже результат.

«Отвечать пойдёт…»

В старших классах математику нам преподавал Николай Осипович (Иосифович) Юхтер, пожилой киевский еврей. Полагаю, в том, что выпускники школы успешно поступали в Ленинградский политех, его заслуга. Никакой другой учитель, пожалуй, не дал мне столь прочных знаний.

Мы начинали дрожать ещё на перемене перед математикой, переживали, лихорадочно сверяя с соседями решение домашнего задания и шепча, как молитву, заданный материал. Затем Юхтер появлялся в дверях, небольшая пауза перед входом в класс, короткий, острый взгляд сразу на всех из-под пухлых век и неторопливое шествие к столу поднимали нас в приветствии на полусогнутых ногах. Стояла гробовая тишина. Он неторопливо вытаскивал из своего потрёпанного портфеля классный журнал, вынимал из нагрудного кармана авторучку и снова бросал на нас короткий взгляд. Мы в это время старались занять как можно меньший объём в окружающем нас пространстве. Юхтер раскрывал журнал на нужной странице и оглядывал класс со словами: «Отвечать пойдёт…» Когда ручка застывала предположительно в районе твоей фамилии, ты старался сжаться в точку.

За 15-20 минут урока он успевал опросить добрую половину класса и выставить всем оценки. Пятёрки и четвёрки он ставил красными, а тройки, двойки и единицы - чёрными чернилами. Причём ставил он их жирно и размашисто, вылезая за пределы журнальных и дневниковых клеток.

У меня было неплохо с математикой, но упаси бог после пятёрки расслабиться и не выучить урок! Однажды Юхтер вызвал меня на расправу по биному Ньютона, который мы уже успели позабыть. Жирная двойка замкнула благородный ряд пятёрок. Этот урок я запомнил на всю жизнь.

На геометрии он задавал нам строить модели из подручных материалов. Мы пилили, строгали, шлифовали и красили. И тут важно, что, кроме навыков ремесла, требовалось проявить изобретательность. Так, к одной из моих задач славно подошёл блестящий никелированный шар со спинки родительской кровати. Спящие в каждом подростке способности к творчеству и образному мышлению, инстинкт соперничества и чувство здорового тщеславия настоящий учитель обязан разбудить и растормошить.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Восстановят ли дом на улице Володарского, 10?
  2. Какие изменения при оформлении субсидии на оплату коммунальных услуг?
  3. Нужно ли оплачивать долг за ЖКУ, если квартира досталась в наследство?
  4. Можно ли запросить вычет по процентам по ипотеке, если перекредитовался?
  5. Куда писать Деду Морозу?
  6. Почему в поликлинике не выдают рецепт на очки?
  7. Какие документы нужны, чтобы получить медицинский налоговый вычет?
  8. Сколько в Мурманской области бомбоубежищ и в каком они состоянии?
  9. Когда отключат аналоговое телевидение в Мурманской области?