aif.ru counter
0 17

Чудо техники. Чем сегодня заинтересовать ребёнка?

Статья из газеты: АиФ на Мурмане №36 05/09/2018

Сегодня работает великое множество кружков и секций, среди них огромной популярностью пользуется робототехника.

Ребёнка надо хорошенько загружать!
Ребёнка надо хорошенько загружать! © / Виктор Крутов / АиФ

Начался очередной учебный год, и перед родителями вновь непростая задача: чем занять ребёнка после школы? Об этом и не только корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал педагог дополнительного образования центра «Лапландия», победитель конкурса профмастерства «Педагогический триумф» в номинации «Сердце отдаю детям» Николай Павлов.

«Восстание машин»

Алёна Гаврилова, «АиФ на Мурмане»: - Николай, вы трудились и на общеобразовательном направлении, и в высшей школе. А что всё-таки вам оказалось ближе?

Николай Павлов: - По образованию я - учитель физики и информатики. Долгое время трудился по технической части - был и системным администратором, и инженером, то есть эта работа мне хорошо знакома.

Фото: фото из личного архива

В 2002 году во время учёбы в Мурманском пединституте мне в руки попала книга Г.Г. Матаева «Компьютерная лаборатория в вузе и школе», где рассказывалось, как можно использовать компьютер для автоматизации любого процесса и как этому можно обучать школьников. После выпуска из университета я вернулся в вуз преподавателем и продолжил изучать эту тему. С 2008 года нам на кафедре информатики и ОТД удалось открыть компьютерную лабораторию студентов, я до сих пор остаюсь их научным руководителем.

В один прекрасный день я пошёл по пути дополнительного образования. Своё направление я назвал «электроника и программирование». Если в двух словах, мои ребята занимаются созданием собственных инженерных проектов: автоматизированные системы, программирование оборудования и так далее.

- Надо признать, сегодня на юных инженеров возлагаются большие надежды. Почему?

- Вокруг очень много электроники: тот же чайник сегодня можно настроить по времени работы и температуре, впрочем, это далеко не предел. Представьте, вы пришли домой, вам захотелось чаю. Одни сходят на кухню, подойдут к чайнику, нажмут кнопку и потом нальют чай. Другие же просто хлопнут в ладоши - и вуаля! Всё произойдёт само собой. В этом суть процесса автоматизации, и самый простой пример, который я привожу ребятам на занятиях. Мы вместе учимся создавать «умную» систему, пошагово, начиная с идеи, проектирования, сборки устройства, его программирования вплоть до выпуска готового образца.

Досье:
Николай Павлов. Родился в 1983 году в Мурманске. Окончил Мурманский государственный педагогический университет по специальности «физика и информатика» в 2005 году. Работал учителем в общеобразовательной школе №5, а также в Мурманском государственном гуманитарном университете.

- В фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979 г.) говорили: «Ничего не будет - ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». А какое будущее ждёт поколение наших детей?

- Скорее всего, мы уйдём в виртуальность, сегодня это направление очень стремительно развивается. Информация стала основным источником профессиональной деятельности. Многие даже ничего толком не производят, банально переводят один вид информации в другой и получают прибыль. Если можно будет повысить вычислительные мощности, то, как предрекают писатели-фантасты, все окунутся в виртуальные миры.

Некоторые люди слишком близко к сердцу воспринимают усиление роли технологий в нашей жизни. Именно поэтому они принимают для себя решение намеренно отказаться от благ цивилизации. Но, как по мне, это крайность. Вот вы процитировали советского героя, а я вспомнил мысль, прозвучавшую в фильме «Матрица»: «Чем отличаются «плохие» машины от «хороших»? Да тем, что одни машины мы можем отключить, а другие - нет». Иными словами, мы, люди, должны сами контролировать технические системы и пока можем это делать - всё будет в порядке. Будем надеяться, что искусственный интеллект, который учёные старательно пытаются создать, не изменит человечество окончательно. (С улыбкой.)

Но пока, как ни странно, мы всё же стремимся к обратному. Лень по-прежнему двигатель прогресса, люди всё ещё пытаются придумать технический механизм, который бы по максимуму смог выполнять все наши обязанности. Главное, чтобы способность мыслить - основную прерогативу человека - тоже не перехватили машины.

«Вершки» без «корешков»

- Считается, что с каждым новым поколением дети становятся умнее своих сверстников 20-25 лет назад. Вы с этим согласны?

- Безусловно, с точки зрения освоения технологий дети становятся более подкованными. Большинство новаций для них уже реальность, они развиваются вместе с техническим прогрессом, быстрее включаются в процессы. Им это всё привычнее, нежели нам, взрослым, поэтому жить в стремительно развивающемся мире детям действительно проще.

С другой стороны, сегодня ребята лишены возможности методично и в спокойном темпе искать информацию. Они привыкли к такому принципу: зашёл в Интернет, открыл поисковик, сделал пару кликов - информация найдена. А как же глубокий сравнительный анализ, знакомство с разными источниками? Глубины не хватает. К сожалению, большинство ребят стараются «пройтись по вершкам», в глубину им заглянуть неохота. А почему? Опять приведу пример с чайником. Все умеют им пользоваться, а как он устроен, знают лишь единицы. В случае поломки он, скорее всего, окажется на помойке. Многие и к получению знаний применяют такой подход: не стараются вникнуть в суть, первоисточник проблемы. Меня как педагога это, конечно, огорчает. Со временем я стал понимать, как такую ситуацию исправить. Моя задача, прежде всего, ознакомить ребят с конкретной областью знаний. Если они выберут её для дальнейшего изучения - буду их погружать всё глубже и глубже. Надо признать, до этого уровня доходят единицы.

- Может быть, это система современного образования, основанная на тестах, учит мыслить поверхностно? По сути, для сдачи экзаменов ребёнку достаточно знать базовые вещи: формулы, даты, правила…

- Сложно критиковать систему, у неё есть как недостатки, так и преимущества. Когда слишком быстро меняется время, мы, педагоги, иной раз не всегда успеваем за этим движением. Приходится подстраиваться под новые информационные условия, что получается не всегда - ведь всё равно опираешься на какие-то фундаментальные основы, которые когда-то требовали и с нас. Учиться досконально, усваивать большие объёмы информации - эти и другие «аксиомы» познания мы пытаемся прививать ученикам.

Жестокость от безделья?

- Вы победили в конкурсе профмастерства в номинации «Сердце отдаю детям». А так ли важно сегодня отдавать сердце своим ученикам?

- Вопрос философский. Безусловно, в процессе работы с детьми мы отдаём частичку себя, вкладываем в каждого подопечного своё «я». Можно рассматривать работу педагога с чисто механической позиции и видеть в наставнике лишь источник информации, но все понимают, что этим редко кто ограничивается. Как обычные люди мы переживаем за неудачи и радуемся успехам своих ребят, стараемся индивидуально подойти к каждому ученику. Этот подход мне представляется наиболее правильным и, если хотите, человечным.

- В СМИ регулярно попадают истории о детской жестокости. Как вы считаете, это характерная черта поколения?

- Неконтролируемая агрессия зачастую свойственна многим подросткам - её причины кроются в гормональной перестройке организма. С другой стороны, случаи жестокости свидетельствуют и об избытке свободного времени у нового поколения. Почему подростки попадают в некрасивые, а порой и опасные истории? Да потому, что они не заняты - они не играют в футбол под присмотром тренера, не мастерят что-то в цеху, не занимаются программированием или моделированием, не рисуют картины. Наставник, который находится рядом в часы, свободные от школы, подростку будет необходим всегда!

К сожалению, в сфере дополнительной занятости детей в наше время не хватает специалистов, мало тренеров, спортивных площадок, досуговых центров и так далее. Возьмём, к примеру, Мурманск: центры дополнительного образования в крупнейшем городе области, конечно, есть, но приём туда весьма ограничен. Возможно, стоит расширить образовательную базу, увеличить размеры финансирования, привлечь талантливых и чутких педагогов - и тогда дети, которые сегодня не вовлечены пока в процесс дополнительного образования, найдут интересное дело и смогут почерпнуть не только знания, но и станут добрее, честнее и лучше: ведь мы занимаемся не только обучением, но и воспитанием.

Знаете, у Агнии Барто есть такие строки: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота». Так вот, я считаю, что каждый ребёнок должен быть занят с утра до вечера, без конца находиться в движении, постигать новое. Говорят, что современные дети загружены, - категорически с этим не согласен! А вот лишнее свободное время для детей не всегда хорошо. Гулять и общаться со сверстниками тоже нужно, но главное всё же - не упустить этот золотой период развития, когда перед тобой открыты все дороги. Могу дать совет родителям: по-хорошему загружайте своих чад - и для ваших детей это не пройдёт даром!

Материал подготовлен: Алёна Гаврилова
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что готовые очки вредны для зрения?
  2. Почему не сообщили об отключении воды в доме на улице Зои Космодемьянской?
  3. Где в Мурманске можно сдать использованные батарейки?
  4. На Кольском полуострове может появиться ещё один национальный парк?
  5. Кто в Коле установил памятник жертвам политических репрессий?
  6. Почему нельзя зафиксировать стоимость топлива для северных регионов?
  7. Как подтвердить стаж, если трудовая книжка утеряна, а компании больше нет?
  8. Сын уходит в армию, кто будет платить за коммунальные услуги?
  9. Что делать, если не пришла квитанция об уплате налога на недвижимость

Самое интересное в регионах